Юридические услуги Услуги экспертизы Бизнес-планирование Репутация
Услуги оценки

Оценка бизнеса

Оценка бизнеса очень сложный и многогранный процесс. Определение стоимости бизнеса крайне важно для оценки эффективности принятия управленческих решений, критерием выбора которых является увеличение стоимости компании.
 
Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия. Оценка производится путем расчета стоимости с использованием нескольких методов, в результате чего достигается максимально достоверный результат.
 
Выбор конкретных подходов и методов определения стоимости объекта оценки зависит от специфики конкретного объекта. Вне зависимости от конкретной специфики оценки, методологические принципы и концепции являются общими и основаны на международном опыте и сложившейся в Российской Федерации практике оценки.
  • Оценка акций компаний, котирующихся на рынке. Частный случай оценки акций, достаточно простой и зачастую сводящийся к анализу котировок, состояния рынка и определению ставки дисконта. Оценка может быть нужна при продаже (покупке) пакета акций, когда собственник не знает реальной цены пакета акций.
  • Оценка акций, не котирующихся на рынке. Это упрощенный случай оценки бизнеса, так как стоимость акции такой компании - это доля от стоимости её бизнеса, и по-другому стоимость акции скорее всего, определить нельзя. По крайней мере, этот подход даст наиболее реалистичный прогноз.
  • Оценка бизнеса предприятия, например, при продаже. В этом случае потенциального покупателя может интересовать, в основном, поток доходов, приносимый бизнесом, и в меньшей степени - стоимость оборудования, недвижимости и пр.

Оценка бизнеса, как правило, требуется в следующих случаях:

  • приватизации предприятия для определения стоимости размещения акций;
  • осуществление эмиссии акций обществом;
  • реструктуризации действующего предприятия (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании предприятий);
  • обоснования целесообразности осуществления инвестиционных проектов;
  • раздела собственности;
  • прекращение хозяйственной деятельности (ликвидация предприятий) и т.д.

 

Краткий перечень документов и информационных данных, необходимых для определения стоимости работ по оценке предприятия (пакета акций, доли в УК)
  1. Уставные документы:
    Размер оцениваемой доли (пакета акций), вид акций, входящих в оцениваемый пакет;
  2. Финансово-бухгалтерская отчетность предприятия за три предыдущих года в поквартальной разбивке:
    1. Бухгалтерский баланс (форма №1);
    2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
    3. Либо в виде справки: валюта баланса за последний отчетный период, сумма выручки, чистой прибыли.
  3. Информация об активах организации:
    Перечень основных средств, находящихся на балансе организации, на последнюю отчетную дату с указанием общего количества основных средств и отдельно: общее количество и площадь зданий, общее количество сооружений, общее количество движимого имущество, балансовая стоимость основных средств, площадь земельного участка, существующие права на землю.
  4. Информация о производственной деятельности:
    Бизнес-план предприятия (или текущие финансовые планы) - если имеется;
*Данный перечень предназначен только для определения стоимости работ по оценке, и не является исчерпывающим для проведения работ по оценке.
 
Полный перечень документов и информационных данных, необходимых для проведения работ по оценке предприятия (пакета акций, доли в УК)
  1. Уставные документы:
    1. Копия устава (с учетом последних изменений) либо выписка из устава с указанием общего количества акций, номинала и их распределения на обыкновенные и привилегированные. Если оценке подлежит общество с ограниченной ответственностью - размер уставного капитала;
    2. Выписка из реестра акционеров (основного внимания заслуживает информация об акционерах, владеющих 5 и более % акций) - для акционерных обществ;
    3. Размер оцениваемой доли (пакета акций), вид акций, входящих в оцениваемый пакет;
  2. Общеэкономическая и общепроизводственная информация об оцениваемом предприятии:
    1. Общая информация (достижения, положение на рынке, основные направления деятельности, перечень дочерних предприятий, филиалов, представительств);
    2. Среднесписочная численность работающих на предприятии за последний год.
  3. Финансово-бухгалтерская отчетность организации за три последних года:
    1. Бухгалтерский баланс (форма №1);
    2. Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
    3. Отчет о движении капитала (форма №3);
    4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
    5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

 

 

  1. Информация об активах предприятия:
    1. Полный перечень основных средств, находящихся на балансе организации, на последнюю отчетную дату с указанием наименования каждой единицы, даты ввода в эксплуатацию (постановки на баланс), первоначальной и остаточной стоимости - в электронном виде;
    2. Сведения о последней переоценке: на какую дату проведена, какие группы основных средств переоценивались, способ проведения переоценки;
    3. Данные об амортизационных отчислениях по основным средствам за последний отчетный период (год), средняя норма амортизации;
    4. По движимому имуществу, включенному в состав основных средств: наименование, марка (модель), изготовитель (страна и фирма) состояние (рабочее/нерабочее), ориентировочный пробег (по автомобилям), технические характеристики (мощность, производительность, грузоподъёмность и др.);
    5. По недвижимости, включенной в состав основных средств: копии свидетельств о государственной регистрации права; копии технических паспортов, либо выписки из паспортов БТИ (форма 1а), экспликации, поэтажные планы, справки о состоянии здания/помещения (форма БТИ №5). Кроме того, необходимы: копия договора аренды земельного участка или другого документа, подтверждающего права на земельный участок; среднегодовые суммы расходов на содержание зданий (по возможности, по каждому зданию);
    6. Незавершенное строительство: общая площадь, высота (либо строительный объем), материал постройки, степень завершенности, балансовая стоимость, дата проведения последних работ по каждому объекту, наличие замороженных объектов. В случае отсутствия замороженных объектов, просьба предоставить справку об их отсутствии;
    7. Долгосрочные финансовые вложения: перечень финансовых вложений (их характеристика), балансы дочерних, зависимых и других организаций-объектов финансовых вложений;
    8. Краткосрочные финансовые вложения в следующем виде:
      Наименование вложений Объект вложений Характеристика вложений
           
    9. Расшифровка запасов - информация об имеющихся излишках, неликвидах и устаревших запасах. В случае отсутствия неликвидных запасов, просьба предоставить справку об их отсутствии;
    10. Информация о составе дебиторской задолженности у предприятия (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты): объем, дата возникновения, ожидаемый график погашения, валюта расчетов;
    11. Информация о составе дебиторской задолженности у предприятия (платежи по которой ожидаются по истечении 12 месяцев после отчетной даты): объем, дата возникновения, ожидаемый график погашения, валюта расчетов;
    12. Есть ли неликвидная дебиторская задолженность у предприятия (если есть, просьба предоставить суммы по каждому дебитору, дату возникновения, истекшую дату погашения по каждому дебитору). В случае отсутствия неликвидных дебиторов, просьба предоставить справку об их отсутствии;
  2. Информация о пассивах предприятия:
    1. Информация о составе кредиторской задолженности у предприятия (объем, дата возникновения, ожидаемый график погашения, валюта расчетов);
    2. Информация о полученных кредитах:
      Сумма кредита Дата заключения договора о привлечении средств Процентная ставка по кредиту и схема начисления процентов График погашения
             
    3. Суммы кредитов, которые предприятие предполагает брать в ближайшие три года:
      Сумма кредита Планируемая дата заключения договоров о привлечении средств Процент по кредиту График выплаты процентов Суммы погашения и график погашения
               
  3. Информация о производственной деятельности:
    1. Калькуляция выручки предприятия: объем предоставляемых услуг (продаваемой продукции) по каждому виду услуг (продукции) и цена на каждый вид услуг (продаваемой продукции). Доля каждого вида продукции (направления деятельности) в общем объеме выручки;
    2. Состав себестоимости (расшифровка себестоимости) выделите затраты, не зависящие от объема предоставленных услуг (реализуемой продукции);
    3. Суммы по уплаченных налогов (относящиеся и не относящиеся на себестоимость):
      Наименование налога Налоговая база % ставка Уплачено за период
             
    4. Данные по прочей финансово-хозяйственной деятельности за прошлый год;
    5. Расшифровка операционных доходов и расходов;
    6. Расшифровка внереализационных доходов и расходов;
    7. Бизнес-план предприятия (или краткий финансовый план) на ближайшие 2-3 года деятельности. Если такого плана нет, то необходима следующая информация;
    8. Прогноз объемов оказания услуг (продукции) на ближайшие 3 года в натуральном выражении;
    9. Прогноз изменения цен на услуги (продукцию) в ближайшие 2-3 года, в %;
    10. План капитальных вложений (затрат на покупку оборудования и пр.):
      Наименование объекта Сумма по годам
         
    11. Перечислите Ваших основных конкурентов;
    12. Примерное количество основных клиентов - потребителей услуг (покупателей продукции). Значительная доля в объеме оказания услуг (реализации продукции) приходится на одного или несколько потребителей.
*Данный перечень является базисным и может быть изменен в каждом конкретном случае.
 

 

Отправьте заявку на оценку с помощью нашей специальной формы, либо на наш электронный ящик zakaz-ocenka@mail.ru
Курс валют на 29.03
EUR 99.71
USD 92.26